Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Идея свободы и персонализм. Русская идея

Предыдущая23242526272829303132333435363738Следующая

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в. Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяева выходит уже за пределы Ренессанса и представляет самостоятельную ценность.

Духовная биография Бердяева началась с его раннего увлечения марксизмом. Но это увлечение было недолгим. Под влиянием углубленного чтения Достоевского и Соловьёва он проходит типичную для многих философов русского Ренессанса эволюцию от марксизма к идеализму и далее - к православию.

Но свой возврат к религиозности Бердяев сочетал с весьма вольным отношением к религиозным догмам и официальной церкви. Поэтому духовенство относилось к нему резко отрицательно. В 1915 г. он даже был приговорен церковным судом к вечной ссылке в Сибирь. В 1922 г. выслали из России. Бердяев устраивается сначала в Берлине, а затем переселяется в Париж. Его творческая деятельность за границей была очень активной. Здесь им были опубликованы десятки книг и сотни статей. Писательство, говорил он, является для меня физиологической потребностью.

Огромным успехом на Западе пользовалась его книга «Новое средневековье» (1924), посвященная острой теме мирового кризиса и написанная очень доступным языком. Лучшая из всех написанных им книг - «О назначении человека» (1931). НА. Бердяев умер в марте 1948 г.

Но при всей субъективности, фрагментарности философии Бердяева в ней все же ясно просматриваются несколько основных, ведущих тем:

(1) моральная тема, занявшая центральное место в его творчестве;

(2) проблема сущности и существования человека;

(3) историческая, социальная тема.

Главной из этих трех тем была, несомненно, проблема нравственной природы человека. Бердяев был прежде всего философом- моралистом, поэтому естественно начать рассмотрение его философских взглядов с нравственной проблематики.

Этическая теория Бердяева по своему основному содержанию религиозно-идеалистическая.

Он считал, что моральный закон предназначен для «мира сего», для земных людей, но по своему происхождению он «не от мира сего», сотворен Богом.

Своеобразие этической концепции Бердяева состоит в том, что моральный закон для него не статичен, а динамичен. Постижение людьми божественного закона является, по представлению мыслителя, длительным процессом, в котором разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Философ выделяет три таких формы морали: этику закона, этику искупления и этику творчества.

Этика закона - древнейший ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более высокая ступень развития морали - этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью.



И, наконец, высшая ступень развития морали - этика творчества. Достигая в процессе самопознания этого высшего уровня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе, преодолевает эгоизм. По мнению философа, именно в творчестве человек становится как бы соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Таким образом, моральная проповедь Бердяева наполнена пафосом высвобождения духовных начал в человеке и в чем-то перекликается с этической концепцией Сократа. Однако своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей, по его мнению, не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Нравственное спасение может быть только соборным, коллективным. Идея соборности, столь характерная для русского религиозного сознания, постоянно звучит в этической концепции Бердяева.

Однако вклад Бердяева в историю русской мысли не ограничивается только темой морали. Теснейшим образом эта тема связана с другой важнейшей проблемой его творчества - темой человека. Его философия является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему. По мнению философа, именно человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия, Вселенной. Поэтому идее личности должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании.

По Бердяеву, человек в его творческой деятельности как бы дополняет божественную жизнь. Личность не только сопоставима с Богом, но и кроме того имеет еще и безусловный приоритет перед обществом. Иначе говоря, она представляет собой большую ценность, чем общество, нация, государство. Рассматривая человеческую личность в качестве высшей ценности, Бердяев по праву считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Его также, не без оснований, относят к числу ведущих представителей одного из основных направлении в современной западной философии - экзистенциализма, или философии человеческого существования.

В своей этической теории и концепции личности Бердяев подходит к построению и своей историософии, т.е. к своему пониманию исторического процесса и характера социальной жизни. Исторический процесс для него сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначального небытия. Его восприятие истории проникнуто настроениями трагичности, неразрешимости противоречий, предчувствием близости неизбежного конца, возвращением истории к первоначальному хаосу.

Во всей всемирной истории наиболее позитивно философ оценивает период Средневековья. Поистине великое достижение этого периода, считает он, - уравновешенность иррационалистической природы человека дисциплиной рыцарей и монастырей. Благодаря средневековой религии человек вырвался из природного хаоса. Но, начиная с эпохи Возрождения, человек также стал отрешаться и от Бога, началось отпадение человека от религии и от подлинного гуманизма.

Анализ предшествующих этапов исторического развития помо гает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки

Анализ предшествующих этапов исторического развития помогает понять характер современной эпохи, ее противоречий. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна.

Вопрос о значении творчества Бердяева в истории русской философии до сих пор остается предметом споров. У него всегда было много поклонников как в России, так и за рубежом. Но было немало и противников, как среди церковников, так и среди философов. Нужно сказать, что для противоречивых оценок своего творчества он давал немало поводов. Его мировоззрение парадоксально, а стиль отрывочен. Однако по существу его писания отличаются все же определенной внутренней стройностью, единством, они озарены светом «целостной интуицию». Нельзя отрицать яркой оригинальности мыслителя, его блестящего литературного дарования, публицистического характера его философии. Именно эти черты и сделали его выдающейся личностью в истории русской философии ХХ в.

Идея свободы и персонализм

Ф.Достоевский и Н. Бердяев, философствующие в русле экзистенциализма рассматривали свободу прежде всего как ответственность, неизбывную заботу человеческого существования.

Персонализм: Личность - высшая ценность культуры, мир – проявление личностной творческой активности, отрицает прагматическое (частичное) отношение к человеку, рассматривая личность как целостность.

Русская идея:

-отрицание индивидуальных и установление братских связей, любви между людьми;

-утверждение патриотизма;

-отрицание идей национализма;

Ф.М. Достоевский при формулировке «русской идеи» выступает за православный образ жизни, а В.М. Соловьев – за католический, и объединение религий.

-осуществление «социальной троицы» в единстве церкви, государства, общества.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой Вл. Соловьёвым, так называемой, русской идеи (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход был обоснован группой русских философов-эмигрантов в сборнике «Исход Востока» (София, 1921) и вскоре стал широко известен как концепция евразийства. Основными авторами этой теории были П. Савицкий, Н. Трубецкой, Г. Флоровский и Л. Карсавин. Это был один из наиболее разработанных вариантов «русской идеи».

Название происходит из географического наименования континента «Евразия» и связано со стремлением евразийцев объяснить историческое и культурное своеобразие России особенностями ее географического местоположения. В центре этой концепции был тезис о том, что Россия - особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру.


8238658505334934.html
8238742548844037.html
    PR.RU™