Экономические показатели

• Тип рынка (потребительский, деловой) и его размеры.

Потребительский рынок - рынок товаров широкого потребления, используемых для удовлетворения потребностей покупателя. Деловой рынок образуют компании, приобретающие товары, которые используются в дальнейшем в производстве и продаже продукции другим потребителям. Потребителями на деловом рынке являются отрасли. По ряду характеристик (число покупателей, эластичность спроса и его колебания) потребительский и деловой рынки существенно различаются.

• Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок.

Стадии - зоны жизненного цикла рынка: зарождение, рост, замедленный рост, стабилизация, спад, Темпы роста определяются стадией жизненного цикла рынка. Существенно, что здесь определяющим является глобальность рассматриваемого рынка: рынок легковых автомобилей может рассматриваться самостоятельно или как сегмент рынка транспортных средств.

• Масштабы конкуренции.

Масштабы конкуренции подразделяются на местный, региональный, национальный и мировой.

• Число конкурентов и их относительные размеры.

Одна из характеристик - коэффициент концентрации производства в отрасли: Кко„ = (объем продаж четырех крупнейших фирм)/(объем продаж в отрасли). При Ккон 0,2 - концентрация низкая, при 0,2 < Кко„ 0,4 - средняя, при Ккон > 0,4 - высокая.

• Направления и темпы изменений, как в технологиях производства, так и в создании новых продуктов. Определяется масштабами инновационной деятельности в отрасли.

• Легкость вхождения в отрасль и выхода их нее.

Легкость вхождения в отрасль определяется уровнем входных барьеров (необходимый уровень капитальных вложений, доступ к каналам сбыта и т.д.). Легкость выхода из отрасли - уровнем барьеров на выходе (отсутствие альтернативных возможностей, правительственные ограничения и т.д.).

• Возможности компании по осуществлению экономии на масштабах производства.

При росте объемов производства величина постоянных издержек на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению себестоимости единице продукции. Эффект масштаба производства значителен в отраслях с высоким уровнем постоянных затрат.

• Степень загрузки производственных мощностей.

Характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В частности, при неполной загрузке мощностей увеличивается уровень постоянных затрат на единицу продукции, т.к. величина амортизационных отчислений, входящих в постоянные затраты, не зависит от объемов производства.

• Значимость кривой «обучение/опыт» в отрасли;

«Закон опыта» гласит: издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции. Величина процента различается по отраслям: в автомобильной промышленности 12%, в сталелитейной и авиационной - 20%, в производстве РЭА - 40%>.



• Доходность в отрасли - выше или ниже среднего уровня в целом.

Экономические показатели отрасли разнообразны и противоречивы (например, трудно сопоставлять показатель загрузки мощностей со средним уровнем доходности). Попытки оценки инвестиционной привлекательности отрасли предпринимаются в различных работах, но в настоящее время отсутствует методология и конструктивные алгоритмы выставления этих оценок.

2. Конкурентные силы(по М. Портеру).

Состояние конкуренции в отрасли характеризуется следующими пятью силами.


1. Попытками компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами - субститутами.

2. Возможностью появления новых конкурентов внутри отрасли.

3. Способностью поставщиков сырья и деталей диктовать свои условия.

4. Способностью потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

Внутриотраслевая конкуренция характеризуется интенсивностью и формами Интенсивность внутриотраслевой конкуренции в целом определяется зрелостью отрасли и правилами, сложившимися между участниками конкурентной борьбы.

• Число участников-конкурентов возрастает - интенсивность конкуренции увеличивается;

• Спрос на товар растет медленно или стабилен - интенсивность конкуренции определятся либо сформировавшимися «правилами игры», либо активностью, проявляемому отдельными фирмами.

• Одна из фирм реализует удачную стратегию и тем самым теснит позиции конкурентов - другие фирмы либо довольствуются оставшейся долей рынка, либо предпринимают ответные действия.

Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько энергично фирмы используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы,такие как

• Более низкие цены;

• Улучшенные характеристики товаров;

• Более высокий уровень обслуживания потребителей;

• Длительные сроки гарантийного периодов;

• Специальные способы продвижения товаров на рынок;



• Выпуск новых товаров.

Сложность в большинстве отраслей состоит в том, что любая стратегия фирмы зависит от стратегий, используемых конкурентами, и тех ресурсов, которыми эти стратегии подкреплены. Конкурентная борьба может отличаться не только степенью интенсивности, но также принимать различные формы. Относительное значение, которое фирмы придает таким средствам воздействия на рынок, как цена, качество, дополнительные функции и т.д. с течением времени может меняться в связи с новыми наступательными и оборонительными мерами конкурентов.


8237967309833469.html
8238009451455499.html
    PR.RU™