Сущность коммуникации как процесса обмена информацией, коммуникационные сети и стили в управлении организацией.

Коммуникация - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

Цели коммуникаций:

·Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.

·Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.

·Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

· Регулирование и рационализация информационных потоков.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого строится коммуникационное воздействие.

Существует много различных стилей, используемых людьми в коммуникации. За основу измерения коммуникации можно взять открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи.

Первое измерение включает раскрытие себя для других и принятие ответной реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Можно выделить пять стилей межличностной коммуникации:

Открытие себя - этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себя.

Реализация себя - характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т. п.) могут побудить индивида отказаться от него.

Замыкание в себе - одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя.

Защитой себя - характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других.

Торговля за себя - характеризуется умеренной открытостью и обратной связью.

Коммуникационная сеть - это соединение участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

На предприятиях коммуникационные каналы объединяются в сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое. Исходя, из отечественного и зарубежного опыта можно выделить три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные.

В открытых сетях движение команды или информации может быть остановлено, так как попадает в тупик, т.е. к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала. Одновременно движение может встретить препятствие в виде посредника, который по каким-то причинам этому движению препятствует и которого нельзя обойти.

В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены.

Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи крупным многоуровневым предприятиям.


44. Управление персоналом как функция менеджмента и целостная система. Особенности управления персоналом на туристском предприятии.

Система управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности.
Эффективность менеджмента впрямую зависит от качества управления персоналом.



Для повышения эффективности менеджмента в управлении персоналом на первый план выступают вопросы оптимизации кадрового состава.

Основной целью управления персоналом является обеспечение эффективной деятельности работников в пределах организации и формирование персонала как личностей, обладающих высокой ответственностью, коллективной психологией, высокой квалификацией, развитым чувством делового партнерства, корпоративной и организационной культурой.

Система управления персоналом включает кадровое планирование, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров.

Система управления персоналом характеризуется следующими параметрами:

• соответствие персонала целям и миссии фирмы;

• эффективность системы работы с персоналом — соотношение затрат и результатов;

• избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества;

• структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты;

• ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы;

• интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления.

Организация труда базируется на способности менеджера распределять обязанности между работниками туристкой фирмы, определять и ставить конкретные задачи, отражать их количественными и качественными параметрами, определять время, нужное для практической реализации задания, обеспечить информационную базу и необходимые технические средства, конкретизировать последовательность выполнения заданий, исходя из их срочности и важности.

Менеджер туристкой фирмы призван точно определять для каждого подчиненного конечные цели его труда. При этом важно подробно охарактеризовать механизм и этапы их достижения. В этом случае меньше приходится давать поручений, связанных с частными задачами, больше проявляется самостоятельность работника Социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом явно должны преобладать над административными. Все чаще применяется принцип коллегиальности в управлении, когда менеджеры работают в тесном контакте друг с другом.

Главной особенностью управления в туристском бизнесе становится побуждение работников к развитию их способностей для более продуктивного труда. Менеджер должен не приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, помогать раскрытию способностей людей.


45. Понятие конфликта, его сущность, структура, основные фазы и этапы. Управление конфликтами.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.

Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный.

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.

5. Разрешение конфликта.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.


8237885635282429.html
8237925243939100.html
    PR.RU™