Виды интеллектуальной собственности

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Происхождение термина «интеллектуальная собственность» опирается на принятый французский патентный закон от 07 января 1791 года. В течение двух веков этот термин использовался в основном в области юриспруденции по отношению к правам собственности на интеллектуальные результаты. В настоящее время термин «интеллектуальная собственность» используется как обобщающее понятие для определенных творений человеческого разума, являющихся интеллектуальными ценностями нематериальной природы и обладающих различными рыночными свойствами.

Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей – отдельной личности или коллектива. Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, результаты технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новая технология, научно-производственные, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества.

Виды объектов интеллектуальной собственности можно классифицировать следующим образом:

• объекты авторского права.

• объекты промышленной собственности.

• ноу-хау.

Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

К объектам авторского права относятся: произведение (в области науки, литературы и искусства), аудио-визуальное воспроизведение, исполнение, передача эфирного и кабельного вещания, фонограмма, программа для ЭВМ, база данных и топология интегральных микросхем, хотя последние три объекта в силу их специфики выделяют в особые объекты авторского права.

Авторское право не распространяется на идеи, концепции, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия, факты, что подчеркивает неприменимость правовой охраны к содержанию. Однако если форма произведения органично связана с его содержанием, то правовая охрана формы фактически распространяется и на содержание.

Авторские права разделяются на имущественные (право на воспроизведение, распространение, перевод, переработку), которые могут передаваться и ограничены 50 годами с момента создания произведения, и неимущественные (право на имя автора, возможность опубликования, неприкосновенность произведения), которые бессрочны и непередаваемы другим лицам. Авторские права на любое произведение изначально возникают у его создателя, который затем может передать их другим гражданам или юридическим лицам, либо обязан передать работодателю при создании произведения в порядке служебного задания. При этом в любом случае у автора остаются авторские неимущественные права на созданное произведение.



Отношения, возникающие в связи с правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые определяются их содержанием, регулируются нормами патентного права. Это так называемые объекты промышленной собственности, к которым относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товаров, а также пресечение недобросовестной конкуренции.

Изобретение – это новое прогрессивное творческое решение задачи технического характера в области науки, культуры, экономики. Его признаки – абсолютная новизна, высокий технический уровень решения задачи, прогрессивность и полезность.

В соответствии с российским Патентным законом объектами изобретения могут быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Модель – это техническое решение, касающееся внешнего вида конструкции или соотношения отдельных элементов изделия.

К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Иными словами, в качестве полезной модели могут выступать те же средства, что и в качестве изобретения на устройство. Критериями патентоспособности полезной модели являются новизна и промышленная применимость; в отличие от изобретения к ней не предъявляются критерии изобретательского уровня.

Промышленный образец – это оформление изделия, внешний вид которого является новым художественно-конструкторским решением, указывающим, какой должен быть внешний вид того или иного промышленного изделия. Он должен соответствовать требованиям технической этики, быть промышленно применимым, обеспечивая тем самым сбыт самих изделий. В качестве промышленных образцов охраняются художественно-конструкторские решения изделий, определяющие их внешний вид, т.е. объекты дизайнерских разработок. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.

Товарный знак – это обозначение (буквенное сочетание, рисунок, слова), зарегистрированное в определенном порядке и помещаемое на товаре или упаковке промышленными и торговыми предприятиями для отличия товара (услуг) одного предприятия от однородных товаров (услуг) других предприятий и для их рекламы.

Средства индивидуализации товаров должны быть не просто разными, необходимо, чтобы они обладали высокой различительной способностью, выделяясь с первого взгляда, что и является главным критерием для принятия решения о предоставлении им правовой охраны.

Фирменный знак – это особое изображение, служащее для отличия самого предприятия (организации) от других предприятий (организаций).

Ноу-хау представляет собой совокупность различных знаний и опыта научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера, практически применяемых в деятельности предприятия или в профессиональной деятельности, но еще не ставших всеобщим достоянием.

В настоящее время правомерно использовать понятие ноу-хау как техническую, организационную и коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

Служебная или коммерческая тайна (ноу-хау) может состоять в добавочной информации, которая, будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

В большинстве случаев под ноу-хау понимают технические решения, которые находят практическое применение в деятельности предприятия и содержат сведения, известные лишь ограниченному кругу лиц, не имеют правовой охраны в рамках авторского или патентного права, но могут быть переданы другим лицам. Нередко в понятие ноу-хау включают экономические, управленческие и другие решения, имеющие коммерческую ценность.

Ноу-хау можно классифицировать следующим образом:

− конструкторские ноу-хау – знания и опыт, базирующиеся, как правило, на многолетней практике с учетом знаний, полученных в результате проведения НИР и выполнения проектно-конструкторских работ;

− технологические и производственные ноу-хау– совокупность опыта изготовления определенного вида изделия, оригинальных приемов выполнения операции и профессионального мастерства специалистов, которые могут быть переданы посредством обучения;

− управленческие ноу-хау – наиболее эффективные структуры и методы управления, четкое распределение обязанностей и их содержание;

− коммерческие ноу-хау – данные о конъюнктуре рынка, знания и опыт в области реализации продукции, владение наиболее целесообразными способами ее реализации и рекламы;

− финансовые ноу-хау– сведения о самых выгодных формах использования денежных средств с учетом изменения курса валют и других особенностей финансового мира.

В соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица и продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.д.).

В отличие от материальных активов интеллектуальная собственность является невещественной, она заключается не в вещественных воплощениях, а в реализованной в них информации. Ее можно воплощать в осязаемые объекты неограниченное число раз, она не подвержена физическому износу, ее можно использовать до тех пор, пока она не устареет. Владелец этой собственности обладает монополией исключительного права, смысл которой состоит в запрете кому-либо, кроме владельца, присваивать избыточную прибыль, возникающую в результате ее использования.

Интеллектуальная собственность выступает в качестве ресурса в производственном процессе и может быть конечным продуктом, реализуемым на рынке.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляются в виде договора (лицензи­онного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Предоставление патента— это распространенный способ воз­мещения затрат средств, времени и человеческого капитала частных организаций и отдельных специалистов на получение новых научно-технических знаний. В течение срока действия па­тента патентообладатель обеспечивает экономическую эксплуатацию интеллектуальной собственности и доступ к нему иных экономических агентов. Патент действует на территории той страны, где он выдан и/или зарегистрирован.

Патент— это документ, выдаваемый компетентным государ­ственным органом на определенный срокизобретателю или его правопреемнику и закрепляющий за лицом, которому он вы­дан, исключительное правона это изобретение.

Запатентованные изобретения— это технические решения, за­щищенные действующими патентами.

Лицензия (лат. – свобода, право) – это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) лицам (лицензиатам) на коммерческое использование изобретения, защищенного патен­том, в течение определенного срока и за вознаграждение.

Право собственности на изобретение остается за лицензиаром. Предоставление лицензии регулируется лицензионным согла­шением между лицензиатом и лицензиаром. Лицензии выдаются на условиях, о которых договариваются сто­роны. Определение этих условий дает лицензиару выбор для разработки стратегии использования объекта интеллектуальной собственности с наи­большим эффектом.

Лицензионное соглашение— это юридический договор о предо­ставлении прав на коммерческое и производственное использо­вание изобретений, технических знаний, товарных знаков.

На практике к лицензионному соглашению относят догово­ры о предоставлении права на использование не только объ­ектов промышленной собственности, но и объектов интел­лектуальной собственности, включая ноу-хау и объекты авторских прав, предметом купли-продажи являются права на использование запатентованного изобретения. Лицензирование — одна из основных форм трансферта техноло­гий, предоставления права на использование инноваций дру­гим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с лицензионным договором лицен­зиар обязуется на определенных условиях предоставить право на использование объекта интеллектуальной собственности лицензиату, а последний принимает на себя обя­занность вносить лицензиару обусловленные договором платежи.

Лицензии продаются на основе лицензионного соглашения, которое устанавливает вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), про­изводственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии:

• патентная лицензия – передача прав на использование запатентованного изобретения, т.е. продажа патентных прав без ноу-хау;

• беспатентная лицензия – передача прав на использование конфиденциальной информации, незапатентованных технических достижений, ноу-хау;

• неисключительная, или простая, лицензия оставляет лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории;

• исключительная лицензия дает монопольное право лицензиату использовать и продавать купленную технологию, но в объеме, определенном условиями договора. Это может быть, в частности, только производство изделия без его продажи, использование лицензии только на определенной территории, либо количественное ограничение объемов производства изделий. Одновременно лицензиар лишается этих прав;

• полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения и предусматривает отказ лицензиата от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока;

• принудительная лицензия в качестве антимонопольной меры выдается государством компаниям на производство продукта, запатентованного другой компанией.

Лицензионное соглашение обычно предусматривает право свободного экспорта лицензионной продукции либо частичное или полное его запрещение. В него также включается условие, в соответствии с которым лицензиар обязан предоставлять лицен­зиату информацию об усовершенствованиях, которые были внесены в технологию в течение действия соглашения.

Платежи за лицензии зависят:

• от способа применения лицензии и условий соглашения;

• ценности, которую лицензия представляет для лицензиара;

• факторов, связанных с законодательством и конкуренцией;

• умения сторон вести переговоры.

Существует несколько видов лицензионных платежей.

Роялти — это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определя­ется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих отчислений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3-5 %.

На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоёмкость отрасли, тем выше роялти.

Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрыватьлицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат,равны стоимости альтернативного решения, заменяющего приобретение лицензии.

Паушальный платежпредставляет собой зафиксированную в тексте лицензионного соглашения сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа или по частям. Эта величина не связана во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливается заранее путем экспертных оценок. По паушальным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, которая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческого и прочих рисков и используется при продаже лицензии малоизвестной фирме в качестве гарантии от разглашения секретов при передаче ноу-хау, а также при поставках комплектного оборудования в случаях, когда лицензиат хочет избежать контроля за последующим использованием технологии. В то же время лицензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы.

Участие в прибыли— отчисление в пользу лицензиара части прибыли от коммерческого использования предмета лицензии. Как правило, участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30 % при предоставлении исключительной лицензии и 10 % — при неисключительной лицензии.

Участие в собственности— передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, использующих технологию лицензиара.


ГЛАВА 4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:


8232030131590567.html
8232073291170047.html
    PR.RU™